Последние темы | » Козаки или ряженые, в чем их отличия...Пт Июл 27, 2012 4:18 pm автор Alesh » Должна ли быть женщина казачкой?Вс Июл 01, 2012 6:57 pm автор Цыпрак » Что Может Нас Объединить ?Вс Июл 01, 2012 6:40 pm автор Цыпрак » Как жируют попы на Украине (хроники мафии в рясах).Вс Июл 01, 2012 6:04 pm автор Цыпрак » НовостиЧт Июн 07, 2012 10:16 pm автор Admin» Курилка или просто по балакать.Вс Апр 22, 2012 3:22 am автор Admin» Георгиевский крестВс Апр 22, 2012 3:00 am автор Пан Атаман Грыцян Тавриче » Видео фильм о Городнянском каза честве.Вс Апр 22, 2012 2:58 am автор Пан Атаман Грыцян Тавриче » Ушол от нас Михалькевич В.С.Вс Апр 22, 2012 2:56 am автор Пан Атаман Грыцян Тавриче |
Самые активные пользователи | |
|
| Должна ли быть женщина казачкой? | |
| |
Должна ли быть женщина казачкой? | Да | | 57% | [ 4 ] | Нет | | 43% | [ 3 ] |
| Всего проголосовало : 7 | | |
| Автор | Сообщение |
---|
Admin Отаман
Сообщения : 157 Очки : 243 Дата регистрации : 2010-08-03 Возраст : 41 Откуда : Украина
| Тема: Должна ли быть женщина казачкой? Ср Сен 07, 2011 12:37 am | |
| Должна ли быть женщина казачкой? Принимать её в полк как казачьку или нет? Может ли она одевать форму и получать награды. Ваше мнение хотелось бы узнать. | |
| | | ГОРОДНЯНЕЦ Старшина
Сообщения : 83 Очки : 109 Дата регистрации : 2011-02-05 Возраст : 50 Откуда : Городня
| Тема: Re: Должна ли быть женщина казачкой? Ср Сен 07, 2011 5:32 pm | |
| Женщина казчька, почему бы и нет. Разве у неё не две ноги и дде руки или она не человек. | |
| | | Alesh Старшина
Сообщения : 55 Очки : 64 Дата регистрации : 2011-05-05 Откуда : мои предки происходят из с. Будище
| Тема: Re: Должна ли быть женщина казачкой? Чт Сен 15, 2011 1:18 pm | |
| Существуют версии о сарматском происхождении польской шляхты и казачества. Я тоже сторонник этой версии. Приведу некоторые ссылки о статусе женщин у древних сарматов. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии) По свидетельствам древних историков, сарматы «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами» (Римский географ I века новой эры Помпоний Мела).
О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьёт врага». Приблизительная карта Скифии в первом тысячелетии н. э. | |
| | | Lili Козак
Сообщения : 23 Очки : 23 Дата регистрации : 2011-12-22 Возраст : 42 Откуда : Городня
| Тема: Re: Должна ли быть женщина казачкой? Вс Янв 01, 2012 9:01 am | |
| В Волгограде создано первое в мире женское казачье общество. Во главе его Виктория Котеловская. И вот она говорит так: "Баба казаку, как жена мужу, в помощь дана. А вдруг он устанет? Тогда женщина может выполнить любую черную работу". Женщины этого казачьего общества ходят в патруль на лошадях по городу. | |
| | | Lili Козак
Сообщения : 23 Очки : 23 Дата регистрации : 2011-12-22 Возраст : 42 Откуда : Городня
| Тема: Re: Должна ли быть женщина казачкой? Пн Янв 02, 2012 2:01 am | |
| На Кубани и Тереке, по утверждению писателя В.А.Потто «женщина, вечная труженица в мирное время, в минуты опасности являлась таким же точно бойцом, как ее отец, муж или сын»... 90-е годы 20 века стали началом нового возрождения казачества. Казачьи войска, общины, организации действуют сегодня во всех уголках некогда единой Руси. Возрождаются вековые обычаи, создаются новые славные традиции. В казачьих рядах сегодня все чаще можно увидеть не только мужчин, но и бравых девушек в казачьей форме. Некоторым скептикам это не по душе – мол, какой из женщины боец, мол, не было такого в истории. Иные доходят до того, что мол «по адатам» место казачки на кухне и за один стол они с женщиной не сядут, не то, что станут в один строй. Да только ссылаясь на «старину» и обычаи, такие критики демонстрируют свое полное незнание славной казачьей истории и традиций, путая традиции казаков с обычаями кавказских горцев (живущих в т.ч. по адатам – мусульманским обычаям). Исторические исследования открывают для нас множество примеров воинской доблести женщин-казачек не раз становившихся на пути врага рядом со своими отцами, мужьями и сыновьями, управлявшихся иной раз с конем и шашкой получше иных мужчин. Если Запорожская Сечь действительно была исключительно мужским воинским лагерем, куда женщине не было ходу, то у донцов, кубанцев и терцев издревле казачка была не только верной спутницей жизни, хозяйкой в доме, но и бойцом. Казакам веками приходилось не только охранять границы России и совершать лихие походы на супостатов, но и защищать свои станицы от набегов врага. В таких оборонах казачки помогали мужчинам, заряжая ружья, вынося и перевязывая раненых. Но случалось и так, что казаков в станице не оказывалось или защитники гибли в бою, тогда казачки, вместе со стариками и подростками, сами вступали в бой, с детства умея и стрелять из ружья и защитить себя кинжалом. Веками на невольничьих рынках Крымского ханства и Турции продавали русских, малороссийских и польских полонянок, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражались до конца. В 1641 году, когда огромное турецкое войско осадило удерживаемый казаками Азов, рядом с мужчинами дрались на стенах 800 казачек. Многие из них пали в сражении. Отче наш... звенят слова молитвы... Трупы турок покрывают вал... Ты в Азове не боялась битвы, И в руке дымился самопал.
Писал казачий поэт Поляков. На Кубани и Тереке, по утверждению писателя В.А.Потто «женщина, вечная труженица в мирное время, в минуты опасности являлась таким же точно бойцом, как ее отец, муж или сын». Из сотен боев и стычек, в которых участвовали казачки, в XVI-XVIII веках, наибольшую известность получила битва за станицу Наурскую. В июне 1774 г. девятитысячное войско татар и чеченцев обрушилось на недостроенную станицу. Все строевые казаки ушли в поход — разведка у горцев работала хорошо, и они рассчитывали на легкую добычу. Но за оружие взялись казачки! Полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили врага. Били из ружей, рубили и кололи лезущих на валы, перетаскивали с место на место несколько оставленных в станице пушек, встречая атаки картечью. По легенде, одну из атак чеченцев сметливые казачки остановили, вылив на них с вала… горячий суп из свинины… Осада длилась 2 дня, и противник, оставив сотни трупов, ушел ни с чем. В память этой победы 10-11 июня в Наурской отмечался «бабий праздник», а императрица Екатерина II наградила героинь медалями, которые они непременно надевали по праздникам. В 19 веке стал широко известен подвиг красавицы-казачки Марьяны Горбатко. В середине XIX века для связи Правобережья Кубани с берегом Черного моря была построена Адагумская оборонительная линия, в состав которой входило 20 укреплений и постов. Но знаменитым стал только один - Липкинский. Здесь несли службу 35 казаков шестого черноморского пешего гарнизона. Тридцать шестой была Марьяна. Так любила Марьяна своего мужа сотника Ефима Мироновича, что последовала за ним на опасную службу. 4 сентября 1862 года на пост напали три тысячи горцев. Казаки стояли насмерть, отбиваясь штыками и прикладами. Был убит сотник Горбатко. Это воодушевило врага. Несколько черкесов бросились к трупу, чтобы отрубить голову. Но на их пути, защищая тело мужа от поругания, встала с ружьем в руках Марьяна Горбатко. Один из горцев был убит выстрелом, другого отважная женщина заколола штыком. Враг отпрянул - женщина убивала мужчин-воинов. Но, оправившись через мгновение, горцы изрубили ее шашками. Бой шел около полутора часов, но сломить храбрецов так и не удалось. Опасаясь подхода русских резервов, горцы подожгли заставу и ушли в горы. Подробности того боя поведали пленные горцы русскому генералу Вишневецкому. Они были поражены стойкостью казаков и подвигом женщины-воина. На месте гибели героев Липкинского поста сохранился памятник, установленный в конце позапрошлого века. Сегодня здесь присягают на верность Отечеству молодые казаки. И вспоминают подвиг красавицы Марьяны… Но казачки славились не только боями в обороне. Во время польской войны прославилась донская казачка Прасковья Куркина, дослужившаяся в боевых частях до сотника. По преданиям, зафиксированным в дореволюционных источниках, она была молодой вдовушкой из станицы Нагавской. Однажды, в 1792 г., учинила пожар, за что ей полагалось наказание. Переодевшись в мужскую одежду, взяв оружие погибшего мужа, она оседлала лошадь и направилась на польскую войну. Выдала себя за мужчину и вступила в казачий полк Балабина, где вскоре стала ординарцем командира полка. Воевала Прасковья храбро, была произведена в хорунжие, а потом и в сотники. После войны в 1794 г. казачка Балабина в офицерской казачьей форме с заслуженными наградами на груди вернулась в родную станицу, и о ее прежнем прегрешении никто больше не вспоминал, весь Дон признал ее героиней. По легенде казаки даже посылали сотника Куркину в Петербург с ходатайством к Императрице. Неизвестно, попала ли сотник Куркина на прием к Государыне, а вот то, что сам Император Петр Великий в свое время оценил героизм казачек, причем малороссийских – исторический факт. Во время войны со шведами, к которым переметнулся изменник Мазепа, врагами был осажден город Нежин. Казаки Нежинского полка отважно отражали штурмы. Защитников становилось все меньше, и, одев мужскую одежду, на вал вышли нежинские казачки. Об их подвиге стало известно Императору Петру, который наградил жителей Нежина грамотой и разрешил женщинам-казачкам носить отныне казацкие шапки. В историю казачества вошли не только женщины-офицеры, но даже единственная женщина – войсковой атаман. В XVIII в. выходец из ханского калмыцкого рода Петр Тайшин принял крещение со своим улусом. Вскоре князь умер, но его вдова княгиня Тайшина с 2400 подданными в 1739 в году попросила выделить ей землю для оседлого поселения и принять на службу. Подходящее место нашли на Волге, где была построена крепость Ставрополь (ныне Тольятти). Эти калмыки составили Ставропольское Казачье Войско. А княгине были даны полномочия войскового атамана, положено жалованье в 500 руб. Остальным старшинам также было назначено жалованье — по уровню офицеров Войска Донского. А рядовые казаки несли службу с земельных наделов. К Войску приписали тысячу отставных солдат и 2,5 тыс. крестьян. Солдаты должны были обучить калмыков гарнизонной и сторожевой службе, крестьяне — земледелию. Постепенно они смешивались, главной обязанностью ставропольцев являлась охрана Самарско-Уфимской линии. По призыву царя Войско выставляло один полк на войну. А княгиня Тайшина руководила казаками-ставропольцами до конца жизни. XX век – время великой трагедии русского казачества и великих подвигов русских казаков. Яркий след в его бурной истории оставили и казачки. Так в самом начале минувшего века на всю Россию прогремел конный переход из Владивостока в Петербург, который совершила жена есаула Оренбургского войска Серафима Кудашова, чтобы показать возможности женщины-казачки и казачьей лошади. До нее подобным маршем прошел сибирский сотник, о чем был снят фильм «Серко». Казачку Кудашеву принял во дворце сам Император. Вручая Серафиме орден Святого Иоанна, Государь сказал: «Если бы все наши офицеры были столь выносливы и умели так владеть конем, наша армия была бы непобедима...». При этом Кудашева была отнюдь не единственной сибирской казачкой, в совершенстве владеющей конем и шашкой. Во время русско-японской войны в 1905 году восточные границы России стали тревожить с китайской стороны банды безжалостных разбойников-хунхузов. Они решили воспользоваться тем, что большинство казаков было на фронте. Однако не тут то было. В станицах собрались молодые девушки и заявили: «Конем мы владеем, шашкой и винтовкой — тоже. Защитим границу!». Это были не пустые слова – вскоре женским отрядом была разгромлена крупная банда, нарушившая русские рубежи. Государь Император подписал указ о награждении отличившихся в бою казачек Георгиевскими медалями, а известнейший российский журнал «Нева» поместил фотографию «Девушки-казачки на охране рубежей России».
Грянула Великая война, известная сегодня как 1-я мировая. И вновь на фронт устремились не только казаки, но и казачки. Причем не довольствуясь миссией сестер милосердия, некоторые казачки рвались в боевые части. Уже упоминавшаяся нами Серафима Кудашева явилась в армию на собственной лошади с личным оружием и была зачислена в конную разведку. В казачьей конной разведке воевала и великолепная наездница и фехтовальщик Мария Исакова. Дочь уральского войскового старшины Наталья Комарова, отлично освоившая верховую езду, с первых же дней войны буквально бредила сражениями. На деньги, отложенные отцом для приданого, Наталья купила коня и всю казачью амуницию и отправилась на фронт, где уже сражались ее отец и брат Петр. «На вид ей было лет 17-18. Хорошее русское лицо светилось отвагой и добротой, носик был чуть-чуть вздернут, искристые серые глаза смотрели открыто и прямо. Широкие черные шаровары в талии были перехвачены широким кожаным поясом, к которому с одной стороны был прицеплен длинный кинжал в серебряных ножнах, с другой — больших размеров кобура с револьвером. Темно-синий черкесский бешмет, отороченный серебряными галунами, облегал стройную фигуру. За плечами на ремне висел легкий казачий карабин», - описывали очевидцы лихую казачку. Воевала Комарова отменно, выполняя боевую работу наравне со всеми. Штыком и прикладом она орудовала столь же ловко, как и шашкой. Прикрывая со своей сотней атаку пехотного полка, Наталья увидела падающего знаменщика и врага, удиравшего в тыл с русским знаменем. Пришпорив коня, отважная казачка настигла немца и сразила его метким выстрелом. Подхватив знамя, она устремилась вперед, увлекая за собой полк. Вражеская позиция была взята. За этот бой Государь пожаловал казачке Комаровой Георгиевский крест 4-й степени. Вскоре Наталья была ранена. Из госпиталя ее отправили домой, но казачка не могла смириться с положением демобилизованной по ранению. Как только она почувствовала себя достаточно окрепшей, снова вернулась на фронт. В конной казачьей разведке воевала еще одна казачья героиня – кубанская казачка Елена Чоба, родом из станицы Роговской, награжденная двумя Георгиевскими крестами. Елена с детства любила лошадей - в семь лет без седла, вцепившись в конскую гриву, мчалась с казачатами к реке. Когда она подросла, степенные казаки только диву давались, глядя, с каким удальством побеждает дивчина самых отчаянных хлопцев на станичных скачках, как лихо берет призы на соревнованиях по рубке лозы, ловко снимая ее шашкой, - тем самым клинком, который станичный атаман вручил ей за первую выигранную скачку. Именно станичные старейшины поддержали прошение Елены об отправке на фронт, после того, как в станицу пришло известие о гибели ее мужа. Поддержал лихую наездицу и начальник Кубанской области генерал-лейтенант Бабыч. О том, как воевала Елена, назвавшаяся на фронте, «казаком Михайло», рассказывал журнал «Кубанский казачий вестник»: «В пылу огня, под несмолкаемый грохот пушек, под беспрерывным дождем пулеметных и ружейных пуль, по свидетельству товарищей, Михайло наш без страха и упрека делал свое дело. Переезжая с фронта на фронт, с тыла на передовые позиции, из армии в армию Михайло смело и бодро смотрел в глаза своему противнику, с которым зачастую приходилось быть на расстоянии штыкового удара. Снежные бури, лютая зима карпатских гор, бесконечные переходы, ночные атаки и постоянные бои будто составляли ее стихию. Елена-Михайло Чоба, показной славы избегая, выделялась своей лихостью. Глядя на молодую, безусую и неустрашимую фигуру своего храброго соратника, неутомимо шли на врагов вперед за Михайлом его товарищи, нисколько не подозревая, что под черкеской казака кроется роговская казачка Елена Чоба». В 1916 году Елена была тяжело ранена и отправлена домой. Однако судьба готовила ей новое испытание. Грянула революция. Большевики справедливо считали одним из главных своих препятствий на пути уничтожения России казачество. В 1918 году Елена Чоба вступила в ряды белой армии. В родной станице ее в последний раз видели в 1920 году на молебне в храме в черкеске с боевыми наградами. Долгие годы считалось, что Елена пала в бою, однако недавно историками была обнаружена фотография театрализованной группы "Кубанские джигиты", сделанная в 30-е годы в США. На ней молодой казак, очень похожий на Елену. Выяснилось, что еще в начале 20-х годов в станицу Роговскую пришла весточка от Елены из Болгарии. Туда она сначала попала в изгнание, а потом оказалась за океаном… Гитлеровское нашествие заставило власти СССР обратиться к обескровленному репрессиями, но не сломленному русскому казачеству. Не за власть коммунистов, а за родную землю, которую опустошал враг, дрались в составе советской армии казачьи корпуса и дивизии. И вновь, как в старину, рядом с бравыми казаками сражались девушки-казачки. Поныне живет на родной кубанской земле казачка Зинаида Корж, которая в годы Великой Отечественной войны в рядах 4-го Кубанского гвардейского кавалерийского казачьего корпуса прошла от Кубани до Праги. Будучи совсем юной девушкой, она добровольцем отправилась на защиту Родины и защищала ее так, что ее боевым наградам могли позавидовать многие фронтовики-мужчины. И таких бойцов-казачек было множество…
Итак, участие самых воинственных женщин-казачек в боевой казачьей службе, основано на глубоких и славных традициях. Не случайно в наши дни верховный атаман Союза казачьих войск России и зарубежья, войсковой атаман Всевеликого Войска Донского, казачий генерал Виктор Водолацкий подписал приказ, разрешающий присваивать достойным женщинам-казачкам казачьи звания. Девушки-казачки есть сегодня во Всевеликом Войске Донском, Белорусском казачестве, на Украине – в Верном казачестве, возглавляемом атаманом Алексеем Селивановым. - Есть два взгляда на девушек в казачестве. Запорожцы говорят, что «бабам не место на Сечи». Донское казачество, наоборот, не против привлечения женщин в свои ряды. Девушки приходят. И я не против этого. Девушка в форме – это очень красиво и вдохновляющее! Казачка – это либо жена или верная подруга казака, либо девушка, для которой идея важнее временной симпатии! – говорит атаман Селиванов. «Вся история нашей страны пронизана непрерывной военной тревогой. Это русская судьба, от которой мы никуда не спрячемся. Отечественные войны никогда не выигрывают одни только мужчины. И то, что на казачьем параде маршировали симпатичные девушки - это тоже отражение русского мира», - эти слова из репортажа российских журналистов о Волжском казачьем круге как нельзя лучше подходят для завершения статьи о женщинах в казачестве.
стихотворение крупнейшего казачьего поэта эмиграции, офицера Белой Армии, Николая Туроверова, посвященное казачкам:
Покров
Эту землю снова и снова Поливала горячая кровь. Ты стояла на башне Азова Меж встречающих смерть казаков.
И на ранней заре, средь тумана, Как молитва звучали слова: За Христа, за святого Ивана, За казачий престол Покрова,
За свободу родную, как ветер, За простую степную любовь, И за всех православных на свете, И за свой прародительский кров.
Не смолкало церковное пенье; Бушевал за спиною пожар; Со стены ты кидала каменья В недалеких уже янычар
И хлестала кипящей смолою, Обжигаясь сама и крича... Дикий ветер гулял над тобою И по-братски касался плеча:
За святого Ивана, за волю, За казачью любовь навсегда!.. Отступала, бежала по полю И тонула на взморье орда.
Точно пьяная ты оглянулась, - Твой сосед был уродлив и груб; Но ты смело губами коснулась Его черных, запекшихся губ.
| |
| | | Alesh Старшина
Сообщения : 55 Очки : 64 Дата регистрации : 2011-05-05 Откуда : мои предки происходят из с. Будище
| Тема: Re: Должна ли быть женщина казачкой? Пн Янв 02, 2012 2:19 am | |
| - Lili пишет:
- Некоторым скептикам это не по душе – мол, какой из женщины боец, мол, не было такого в истории. Иные доходят до того, что мол «по адатам» место казачки на кухне и за один стол они с женщиной не сядут, не то, что станут в один строй.
У меня есть личный опыт службы в армии вместе с женщинами. Однажды был случай, на переподготовке у нас была девушка инструктор по стрелковому оружию, по началу, мы к ней относились с «улыбкой», мол, чему нас вояк может этот цыпленок научить. На полигоне она всех нас осадила своей мастерской стрельбой, по сравнению с ней мы выглядели салагами разве, что с усами. После этого её авторитет был незыблемым. Кстати во время ВОВ девушки снайперы показывали наилучшие результаты и были достойными бойцами армии. | |
| | | ГОРОДНЯНЕЦ Старшина
Сообщения : 83 Очки : 109 Дата регистрации : 2011-02-05 Возраст : 50 Откуда : Городня
| Тема: Re: Должна ли быть женщина казачкой? Вт Янв 03, 2012 2:14 am | |
| Отношение к женщине Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (Cвященного Писания). «Не муж для жены, а жена для мужа», «Да убоится жена мужа», при этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать – четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела. Кто бы ни была женщина, блин, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо в женщине будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко. В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк фамилии Эрдели подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и зарубил его. Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи. Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери – казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль , как в семье, так и в казачьем обществе, принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строго порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи, было непререкаемо для всех ее членов, и примером в этом являлась жена казака – мать его детей. Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора станицы. За неправильное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят». Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, блин, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями. Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным. Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, как ни странно сегодня покажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности. Казак к незнакомой женщине-казачке, обращался как правило, к старшей по возрасту «мамаша», к равной – «сестра», к младшей – «дочка» (внучка). К жене – индивидуально каждый с усвоенному с молодых лет : «Надя, Дуся, Оксана» и т.д., к пожилым годам – нередко «мать», а то и по имени-отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья, семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой. При подходе казака к группе стоящих и сидящих, снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье: - «Здорово казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы казаки!» Казаки отвечали» - «Слава Богу». В строю, на смотрах, парадах, полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: - «Здравия желаю господин …!» При исполнении гимна России, области войска согласно Уставу снимали головные уборы. При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин. Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, блин, называли имя. К пожилому казаку (казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя. При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе. Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Простите меня, пожалуйста», «Прости ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили за что-либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье!», «Не за что», «пожалуйста». Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях. Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще о постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему). За грех считали отказать в просьбе просящему и в подаянии – нищему (считалось – лучше всю жизнь давать, чем просить).К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности момент исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит добру. Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же. Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол. Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия. Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле». Детям, до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших. В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина.
| |
| | | Lili Козак
Сообщения : 23 Очки : 23 Дата регистрации : 2011-12-22 Возраст : 42 Откуда : Городня
| Тема: Re: Должна ли быть женщина казачкой? Ср Янв 04, 2012 2:56 am | |
| Все это очень интересно, но времена меняются и, соответственно, нужно менять правила (не забывая, конечно, того, чему нас учили предки). | |
| | | Alesh Старшина
Сообщения : 55 Очки : 64 Дата регистрации : 2011-05-05 Откуда : мои предки происходят из с. Будище
| Тема: Re: Должна ли быть женщина казачкой? Пт Янв 06, 2012 1:32 am | |
| - Lili пишет:
- Да, я считаю себя казачкой по духу. Поэтому и вступила в Городнянское казачество.
По праву рождения ли - выясняю. Как говорят:"В стані пошуку". Извините, что отвечаю на этом форуме на ваше сообщение, я думаю, что тут будет более уместно. Хочу поделится своим опытом изучения генеалогии и работы с архивами по Городнянщине. Поиск родословной по женской линии самый сложный на практике, по той причине, что кроме записи в архиве о персоне женского рода нужно найти свидетельство о свадьбе для того чтобы установить её девичью фамилию и найти её маму и так с каждой женской персоной. То есть по сравнению с мужчиной, у которого в записях, как правило, не менялась фамилия, у женщины нужно искать девичью фамилию, то есть поиск усложняется вдвое, на практике порой совсем невозможен. Дело в том, что для поиска записи о искомой персоне нужно знать место поиска, например церковная книга по месту рождения, но в случае с браками, поиск усложняется тем, что невеста часто была из другого села и свадьба оформлена при церкви того же села. Не зная девичьей фамилии почти невозможно найти её семью из другого села, а девичья фамилия записывалась только в месте регистрации брака. Получается замкнутый круг. Вот, к примеру, одна из моих далёких родственниц казачка Евдокия Ковбаса, жена казака Андрей Ковбаса из Тупичева. Если бы я не знал, что их свадьба была в Будище, то вряд ли бы когда-нибудь смог бы найти её девичью фамилию Штаненко. При этом её отец Василий Штаненко казаком не значился, он был крестьянин собственник. Подобные «смешанные» сословные браки между казаками и соседями крестьянами и мещанами были общепринятыми. Именно поэтому я уже высказывался за то, что в семьях коренных Городнянцев как правило, есть генетическая, генеалогическая и духовная связь с казаками. Кроме того сословный статус в Городнянщине менялся в семьях в зависимости от их места проживания и занятия. Я могу это доказать документально. Казаки переходили в крестьяне и наоборот. То же самое было с мещанами. Не говоря уже о генетической семейственности между жителями Городнянщины. Если будет интересно, я могу более подробно рассказать о генетических особенностях. Так, что не сомневайтесь, вы наверняка не только по духу, но и по «крови» казачка. | |
| | | Lili Козак
Сообщения : 23 Очки : 23 Дата регистрации : 2011-12-22 Возраст : 42 Откуда : Городня
| Тема: Re: Должна ли быть женщина казачкой? Пт Янв 06, 2012 9:09 am | |
| Уважаемый Alesh. Скажите какую информацию предоставить? | |
| | | Alesh Старшина
Сообщения : 55 Очки : 64 Дата регистрации : 2011-05-05 Откуда : мои предки происходят из с. Будище
| Тема: Re: Должна ли быть женщина казачкой? Пт Янв 06, 2012 9:58 am | |
| | |
| | | Козак Козак
Сообщения : 33 Очки : 36 Дата регистрации : 2010-08-10 Возраст : 93 Откуда : Украина
| Тема: Re: Должна ли быть женщина казачкой? Вс Апр 22, 2012 1:22 am | |
| | |
| | | Пан Атаман Грыцян Тавриче
Сообщения : 18 Очки : 18 Дата регистрации : 2011-01-14 Возраст : 79 Откуда : Станичьник
| Тема: Re: Должна ли быть женщина казачкой? Вс Апр 22, 2012 3:06 am | |
| Нет. Это не казачество а бля......о. 80% ТАК ЗВАНЫХ КАЗАЧЕК ЭТО ПОХОДНЫЕ (ДАМЫ) их робота чарку подать, колбасу подрезать и подол в нужный момент задрать. За правду не судите строго. | |
| | | Цыпрак Козак
Сообщения : 87 Очки : 102 Дата регистрации : 2010-08-25 Возраст : 30 Откуда : Умань
| Тема: Re: Должна ли быть женщина казачкой? Вс Июл 01, 2012 6:57 pm | |
| Должна ли быть казачкой или нет решать ей самой. Я считаю так, казачка это та женьщина, что замужем за казаком! И обязанности походов на ее плечах не должно быть... Лучше бы задали вопрос обязанности казака и казачки! Однозначно, мужчина - казак, представитель семейства и на его плечах ответственность за семью и землю родную, женьщина - казачка хранитель очага и советник... | |
| | | | Должна ли быть женщина казачкой? | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |